Нарушения устной и письменной речи, способы коррекции
(Взаимодействие учителя-дефектолога и учителей начальных классов)
- Различные виды нарушений речи – явление в школе не редкое. Поэтому проблема коррекции дисграфии остается очень актуальной.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дисградисграфические ошибки – это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка.
Какие проблемы испытывают дети при письме и в процессе овладения чтением:
- Пропуск, перестановка, вставка лишних букв
- Замена букв, сходных по артикуляционным и акустическим признакам
- Слитное написание самостоятельных и служебных слов
- Нарушение или отсутствие границ предложения
- Произвольное деление слов
Причинами этих нарушений могут быть:
- Недоразвитие фонематического слуха
- Нарушение языкового анализа и синтеза
- Недоразвитие высших психологических функций
И как следствие:
- отсутствие познавательного интереса
- нежелание учиться
- Система работы по коррекции письменной и устной речи представляет взаимодействие всех специалистов школы (дефектолога, психолога, учителей, воспитателей, родителей и т.д.)
ИГРЫ, упражнения на развитие фонематического восприятия, фонеиатического анализа и синтеза
1 Развитие зрительного и вербального анализа
А В М А Б Е Р Е З А В А Н Г С Т Р Ы И Ч Е Н С Щ К Н И Г А Н Щ И В А Х
(береза , книга)
“Спрятанные предложения”
Туорыдетишаосивлюбятывимифичитатьгиравкниги.
(Дети любят читать книги)
2 Развитие связанной речи, анализ смыслового содержания текста
- Найди смысловые ошибки:
Паутинка плетет паука
Паук плетет паутинку.
Ботинки поставили Петю под стол
Педя поставил ботинки под стол
Зима
На дворе зима. На мягкой травке резвяться мальчики в теплых шубках. В маленьком пруду много диких уток. Вокруг зимняя сказка.
На дворе зима. Мальчики в теплых шубках лепят снежную бабу. Маленький пруд покрылся толстым льдом.
“Спрятанные предложения”
Былазимаморозщипалщекипотомсталотепловыпаломногоснегадетилепилиснегурочкуотснегарукизяблинозатоснегурочкавышлахорошая.
Была зима. Мороз щипал щеки. Потом стало тепло. Выпало много снега. Дети лепили Снегурочку. От снега руки зябли. Но зато Снегурочка вышла хорошая.
3 Прием развития кратковременной памяти, целостности восприятия слов.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать и учиться,
И отчизной дорожить.
4 Игра “Пятый лишний”
..еркало, обе..яна, ка..ета, га..ета, кор..ина.
Зеркало обезьяна, кассета, газета, корзина. Три варианта ответа.
1. Зеркало. 2.Кассета.3. Обезьяна.