Чем занимается школьный учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи?
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.
Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть учитель-дефектолог, вы делаете большую ошибку.
Пункт коррекционно-педагогической помощи в школе занимается главным образом, профилактикой и исправлением недостатков письменной речи и чтения (дисграфией и дислексией).
Дети, занимавшиеся с логопедом в дошкольный период, должны быть под особым присмотром у школьного учителя-дефектолога, так как у этих детей в первую очередь могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите вашему учителю, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Нам легко представить, что будет со зданием, в фундаменте которого есть какие-то пустоты или нарушения конструкции. На базе правильной речи формируется вся дальнейшая учебная деятельность.
Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка. (В последнее время увеличилось количество детей,приходящих в первый класс с недостатками звукопроизношения. Этим объясняется особое внимание к данному вопросу.)
С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП(пункта коррекционно-педагогической помощи) проводится предварительное обследование детей, поступивших в первый класс.
Детям предлагаются различные задания:
- повторение за педагогом,
- ответ по аналогии,
- исправление ошибок,
- подбор верного ответа,
- называние и систематизация картинок,
- составление словосочетаний и предложений,
- описание сюжетных картинок,
- игровые задания на словообразование,
- пересказ,
- анализ на слух и др.
По результатам обследования на коррекционные занятия в ПКПП приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи и т.д.
В зависимости от характера нарушения в ПКПП могут быть сформированы группы для обучающихся:
- с нарушениями речи;
- с нарушением слуха;
- с нарушениями зрения;
- с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Основной целью занятий является профилактика нарушений письма и чтения.
Занятия рассчитаны на 1-2 года, проводятся два-три раза в неделю по 30-45 минут. Необходимость во втором годе обучения определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.
От родителей требуется:
- создать условия для регулярного посещения занятий;
- интересоваться темами, пройденными на занятии;
- помочь ребёнку в выполнении домашнего задания.
Не все группы предполагают наличие домашнего задания. Обязательно оно при постановке звуков. В группе «Профилактика дисграфии» методика не предусматривает домашнего задания. Так как любая письменная работа ученика является закреплением навыков, получаемых на коррекционном занятии. В данном случае родителям важно получить у учителя-дефектолога советы и рекомендации.
Логопедический словарь для родителей
Коррекция – исправление некоторых недостатков, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления.
Компенсация –уравновешивание или возмещение имеющихся недостатков , происходит за счёт сохранного.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Нарушение письма – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Нарушение чтения– частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное не сформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы.
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – различные мало сложные речевые расстройства, при которых у детей частично нарушено формирование отдельных компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.