<font style="font-size:18pt">Как работать дома</font>
<font style="font-size:18pt">над развитием грамматического строя речи </font>
<font style="font-size:18pt">у детей с общим недоразвитием речи?</font>
<font style="font-size:15pt">Формирование грамматического строя речи младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одним из важнейших направлений в коррекционной работе. Известно, что грамматически правильная речь – одно из условий полноценной коммуникации и успешной адаптации в социуме.</font>
<font style="font-size:15pt">Учащиеся с ОНР отличаются своеобразием в овладении грамматическим строем речи. Нарушение понимания и употребления грамматических средств языка – </font><font style="font-size:15pt">аграмматизм</font><font style="font-size:15pt"> – является одним из основных и самых устойчивых проявлений общего недоразвития речи. Как показывают исследования и наблюдения педагогов-практиков, эти нарушения преодолеваются с трудом. Хотя к концу обучения в начальной школе увеличивается объём простых предложений и количество сложных предложений, используемых детьми с ОНР, число грамматических ошибок в синтаксических конструкциях остаётся значительным.</font>
<font style="font-size:15pt">«Строительным материалом» для предложения является словосочетание – соединение двух или более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Овладевая значением слов и способами их связи в словосочетаниях, ребёнок усваивает основные структурные единицы синтаксиса устной речи. Поэтому работа над различными типами словосочетаний является важным направлением в предупреждении и преодолении аграмматизма у детей с общим недоразвитием речи.</font>
<font style="font-size:15pt">Одно из средств коррекционной работы – использование игровых приёмов. С целью моделирования синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений) могут применяться игры типа «домино». Игровые формы работы способствуют развитию речевых умений и навыков, в условиях дидактической коммуникации стимулируют активное речевое общение учащихся, содействует развитию интереса к звучащей речи, разнообразят повседневную учебную деятельность, снимают барьеры страха, так как в игре незаметно для себя ученики вырабатывают необходимые речевые умения, усваивают грамматические нормы. Коллективный характер игры позволяет осуществлять совместную деятельность. Для конструирования и практического усвоения учащимися словосочетаний, образованных по способу согласования и управления, могут использоваться разные виды домино (цифровое, картинно-словесное, словесное). Такие игры предоставляют возможность составлять и проговаривать большое количество словосочетаний.</font>
<font style="font-size:15pt">Цифровое домино</font><font style="font-size:15pt"> может быть использовано для конструирования словосочетаний из существительного и числительного. Ученики младших классов часто затрудняются в употреблении форм существительных в сочетании с числительными (</font><font style="font-size:15pt">Двое девочки идут по дороге. Четыре мальчиков играют в футбол.</font><font style="font-size:15pt">) Игра в домино позволяет активизировать речевые умения детей в согласовании. Реквизитом для цифрового домино служат фишки, на каждой из которых на одной (правой) половинке написана цифра, а на другой (левой) размещена картинка. Дети должны правильно согласовать существительное с числительным.</font>
<font style="font-size:15pt">Словесно-картинное домино</font><font style="font-size:15pt">предназначено для моделирования словосочетаний, образованных по типу согласования существительного и прилагательного. Ошибки в оформлении сочетаний существительных и прилагательных в роде и числе являются весьма распространёнными среди нарушений грамматического оформления устных высказываний у учащихся. Для проведения игры необходимо изготовить фишки, на правой половине которых написано прилагательное, на левой – даётся предметное изображение. При отборе языкового материала следует учитывать речевые возможности детей. Основное требование к отбору слов и картинок – наличие в наборе фишек-карточек с существительными и прилагательными разных форм (множественного и единственного числа, м., ж. и ср. рода). Игры в картинно-словесное домино способствуют формированию у учеников умения сочетать слова в словосочетании и предложении, опираясь как на сигматичные связи (сочетание сущ. и прил. в числе и роде), так и на понятийные (парасигматические). Таким образом, работа по созданию условий для речевого общения учащихся с целью овладения ими грамматическими формами сочетается с развитием их познавательной активности.</font>
<font style="font-size:15pt">Словесное домино</font><font style="font-size:15pt"> применяется для составления словосочетаний, образованных по типу глагольного управления. Умение пользоваться предложно-падежным управлением и грамматически оформлять его формируется у учащихся с ОНР с трудом. В высказываниях учеников часто встречаются аграмматизмы в употреблении данных конструкций (</font><font style="font-size:15pt">Дедушка с Вову встречается. Девочка рисует карандашей</font><font style="font-size:15pt">.) Словесное домино позволяет моделировать словосочетания с управлением в разнообразных вариантах применения глагольных форм, грамматически правильно оформлять падежные формы существительного (с предлогами и без них).</font>
<font style="font-size:15pt">Таким образом, конструирование словосочетаний позволяет учащимся с ОНР усваивать основные типы сочетаний слов (согласование, управление) и в различных комбинациях моделировать из них разнообразные предложения, оформленные по грамматическим нормам и правилам.</font>