Новости проекта
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Научный семинар
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 88 человек

Информация социальной психолого-педагогической службы

Дата: 1 апреля 2017 в 11:57, Обновлено 1 апреля 2017 в 12:08

Что нужно знать, чтобы избежать попытки суицида среди подростков и детей

Признаки суицидального поведения

1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т. п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.

3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с человеком.

4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.

5. Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

6. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

7. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, личные невзгоды, смерть или несчастье с кем-либо из близких могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

8. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

9. Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся само-убийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдерж-ку, спокойствие, предложить помощь, консультацию у специалистов.

10. Активная предварительная подготовка. Сюда относятся: сбор отравляющих веществ и лекарств, наличие боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни. 

Как помочь человеку с суицидальными наклонностями

Прежде всего, нужно понять и запомнить, что не каждый потенциальный самоубийца – психически больной. И тех, кого вытащили с того света, вовсе не обязательно клеймить психиатрическим диагнозом.

Вообще, суицид – не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

- Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Иногда заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому следует не пропускать их мимо ушей, а уделять внимание таким высказываниям.

- Важно помнить, что часто человеку в состоянии острого кризиса надо просто выговориться – эмоции требуют выхода. Ведь, возможно, он не может доверить свои чувства кому-то близкому. Так что искренний интерес, проявленное участие или просто терпеливое, безоценочное выслушивание способно спасти от самоубийства ещё одного человека.

- Если ваш ученик начал вести себя слишком рискованно – это тоже повод прислушаться к его проблемам. Ничего, что он вполне может быть сильной личностью – может, ему просто не хватает душевного тепла и понимания? Учтите, что скрытый суицидент чаще всего сам вам никогда не пожалуется.

- Следует проявлять особую осторожность с демонстративными суицидами. Распространенный в народе способ отговорок – «чего встал, прыгай давай» – может сработать с точностью до наоборот. Здесь лучше сказать такому самоубийце, что решение о суициде – дело сугубо личное. Вся ответственность за это решение лежит на самом человеке.

- Если же кто-то с помощью попыток к суициду вами откровенно манипулирует, лучший способ – держаться от него подальше (таким образом, без зрителей спектакль не состоится). Не поддерживайте диалог негодными методами. Разумеется, поддержать другие способы разговора, более приемлемые, здесь можно и даже нужно.

- Необходимо показать людям, склонным к демонстративному суициду, что вовсе не обязательно значимая личность, объект внимания, среагирует именно так, как хочет того суицидент: возможно, любимый вовсе не будет убиваться над могилой, а весь мир вовсе не будет терзать себя чувством вины. И проверить это лично он уже не сможет. Стоит ли рисковать жизнью, чтобы только попытаться «кому-то что-то доказать»? Лучше всего попытаться выйти на диалог конструктивными методами, а такие методы существует в любой ситуации. И Вы можете помочь ученику, открыв их для него.

- Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя причинять боль родителям, нельзя бросать близких, ты не имеешь на это права… Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: мол, я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе! Постарайтесь донести до этого ученика, что если он хочет в этой жизни быть значимой личностью: не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами?

- Очень важно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему «Да ты не думай об этом!»; его мысли будут вновь и вновь возвращаться к «запретному плоду». Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно так же нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше подкинуть ему иную работенку для мозгов!

- Обратитесь за помощью к специалисту. Если Вы заметили в поведении, внешнем виде, при разговоре с учеником возможные признаки приближающегося суицида, не пытайтесь решить проблему самостоятельно, не бойтесь обратиться за помощью к психологу учреждения. Это станет большим вкладом в спасение чужой жизни. …Помните, что виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид – это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью – неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида – дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем. Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого – уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду

1) не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2) доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

3) не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4) дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5) сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6) говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7) постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

 8) убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9) не предлагайте упрощенных решений;

10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению

             Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.

·           Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос - такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет, или же родитель таким образом может попросту добиться рецидива.

·         В то же время все ваши подозрения и претензии вы должны предъявлять ребенку уверенно, возможно даже жестко. Это даст ребенку понять, что его контролируют, и все, что с ним происходит, не остается без внимания родителей.

·        К такому разговору стоит тщательно подготовиться. Можно заранее записать для себя на листе бумаги все происходящие события с указанием дат.

·      Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

·           В случае, если вы подозреваете своего ребенка в употреблении ПАВ, то наиболее вероятно, что в результате первого разговора будет категорическое отрицание факта приема наркотиков. 
В этом случае следует сказать примерно следующее: «Я тебе верю, и все же ты понимаешь, что наркоманов вокруг очень много, и я беспокоюсь за тебя и твое будущее, тем более, что в последнее время ты начал вести себя необычно. Мы хотели бы, чтобы ты прошел экспертизу для того, чтобы убедить нас в нашей неправоте и успокоить. Это будет лучше, чем любые слова и обещания. Если тесты докажут, что мы неправы, то мы извинимся за наши подозрения и успокоимся».

·        Важно, чтобы наркологическая экспертиза была проведена в течение трех суток после эпизода, который вы расцениваете как со­стояние наркотического опьянения.

·        Если же у ребенка наблюдается суицидальное поведение, конечной целью разговора станет договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам кажется, что тебе стоит так же обратиться за помощью к специалисту, который будет беспристрастен и опытен в решении таких вопросов».

            Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдание вашего ребенка, помогут найти выход из трудной ситуации.

Рекомендации психолога родителям по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

"Компьютерная зависимость подрастающего поколения"

  

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

1.      Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребёнка людьми.

2.      Недостаток внимания со стороны родителей.

3.      Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.

4.      Склонность подростков к быстрому "впитыванию" всего нового, интересного.

5.      Желание ребёнка быть "как все" его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

6.      Отсутствие у ребёнка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

7.      Формирование компьютерной зависимости ребёнка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.

                                    

Опасности компьютерной зависимости

Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.

На первых порах компьютер может компенсировать ребёнку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.

В процессе игр, или нахождения в интернете, ребёнок теряет контроль за временем.

Ребёнок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.

Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно "заново начать" игру.

Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.

Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.

Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре.

Часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и интернета.

Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной.

Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера.

Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Типы игр, их опасность, начиная с самой высокой

Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка.

Самыми опасными считаются ролевые Игры с видом "из глаз" компьютерного героя

Не менее опасны игры с видом извне на "своего" компьютерного герояСтратегические игры, "руководительские" менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка.

Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Кто больше зависит от игр на компьютере?

1.      Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.

2.      Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.

3.      Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.

На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Как современное увлечение может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка?

Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения.

Ухудшается зрение, состояние здоровья.

Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.

Компьютерно-зависимый ребенок рискует выпасть из социума и навсегда остаться без друзей, которые так важны во взрослой жизни.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей?

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье.

В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:

травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощь какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;

навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и деперсонализацию;

непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенкасильный эмоциональный дискомфорт.

Исследования психологов показали, что в семьях подростков, страдающих компьютерной зависимостью, чаще используются негармоничные стили воспитания. В этих семьях преобладает хаотический уровень адаптации. Это означает, что члены семьи в проблемных или конфликтных ситуациях не способны конструктивно решать возникающие проблемы. Все члены семьи дистанцированы друг от друга. Так, например, у каждого из них свои интересы, которые не согласуются с интересами других членов семьи, поэтому им трудно принимать совместные решения. Кроме того, для них характерна неэффективная коммуникация, которая может проявляться в неадекватном взаимном восприятии членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, в наличии множества "закрытых" для обсуждения тем и т.д. Все это приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка, иллюзорное решение которых становится возможным, в частности, в условиях виртуальной реальности, т.е. повышает риск развития компьютерной зависимости. 

Несколько рекомендаций психолога для родителей

§  Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

§  Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.

§  Будьте другом и помощником своему ребенку.

§  Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

§  Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся "компьютерной" ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

§  Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.

§  Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок.

Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка

До 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники.

С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день).

Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.

Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Профилактика зависимости от компьютерных игр 

•      Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.

•      Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний.

•      Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.

•      Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.

•      Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок.

•      Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что-либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.

•      Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам.

•      Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.

•   Лечение "красотой" реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.

•      Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Важно знать!!!

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся – нельзя. Делать это стоит последовательно.

Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер.

Но стоит ли ждать этого "насыщения", особенно когда речь идет о детях.

Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств.

Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Рекомендации психолога для родителей

по профилактике насилия в семье

Уважаемые родители!

Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка?

А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?

Мотивы проблемного поведения детей:

  • борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого.
  • борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор.
  • желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо.
  • потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!!


Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  • Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  • Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  • Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.


Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. 

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету". Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем,  который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

·         не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

·         не хвалить больше двух раз за одно и то же;

·         не хвалить из жалости;

·         не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

·         дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

·         дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

·         самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

  • "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
  • "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

a)    утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b)    одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

c)    не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

  • "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
  • Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
  • "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.

Наказание

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

·         вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

·         лишение поощрений и привилегий;

·         осуждение поведения;

·         народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1)    Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2)    Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3)    Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4)    За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

5)    Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6)    Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7)    Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8)    Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Поведение, которое стимулирует злость и провоцирует конфликт

·         Повышенный голос

·         Вопли

·         Высказывание "Я здесь главный"

·         Настаивание на позиции "последнее слово моё"

·         Использование языка "напряженного тела", например, сжатых рук

·         Нравоучения

·         Сарказм

·         Воздействие на самолюбие

·         Демонстрация превосходства

·         Использование неоправданной физической силы

·         Вовлечение посторонних людей в конфликт

·         Настаивание на том, что вы всегда правы

·         Использование унижений, оскорблений

·         Предостережения

·         Заискивание или угодничество

·         Обобщение, замечания типа: "Все вы дети одинаковые"

·         Необоснованные обвинения

·         Недовольство

·         Ворчливость

·         Передразнивание

·         Сравнение с родственниками, другими учениками

·         Командование, требование, доминирование

·         Отчитывание  за недоступное поведение

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Правило № 1

Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию — закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.

Правило № 2

Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция па происходящее может быть неверной.

Правило № 3

Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.

Правило № 4

Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.

Правило № 5

Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.

Правило № 6

Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.

Правило № 7

Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.

Правило №8 

Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.  

Правило № 9

Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.

Правило №10

Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно закрепляется информация: "Зол на кого-либо - ударь".

Рекомендации психолога родителям

"Проведите каникулы с детьми волшебно!"

                                        

Как организовать каникулы, если вы никуда не уезжаете?

Чем занять ребенка, чтобы он не скучал и провел каникулы весело и интересно.

О чем мечтают наши дети, думая о каникулах? Об отдыхе, играх, прогулках, путешествиях, веселом времяпровождении и о том, что наконец-то можно больше пообщаться с мамой и папой, которые вечно пропадают на работе.

Вот некоторые советы, как сделать каникулы интересными для себя и детей:

1.      Для детей главное, чтобы дни были разнообразными. Составьте совместный план на каждый день каникул.

2.      Как можно больше времени проводите на свежем воздухе. Если есть возможность, съездите за город. Гуляйте в парке, во дворе, ездите в лесопарки, пока лежит снег - покатайтесь на горке, лыжах. Постарайтесь больше времени проводить на улице. Ведь, когда ребенок вновь пойдет в школу, много погулять уже не получится.

3.      Сделайте то, о чем давно мечтали, но до чего никак не доходили руки. Главное – всей семьей.

4.      Устройте домашний детский праздник. Соберите друзей, соседей, родственников. Поиграйте с детьми, посмотрите хороший фильм, приготовьте угощение.

5.      Идите в поход на весь день. В парк или в лес.

6.      Гуляя в лесу, давайте ребенку задания – повесить кормушку, насыпать корм в уже висящие кормушки, зарисовать все деревья, которые он встречает на пути.

7.      Сходите в музей, в кино, на концерт, в гости.

8.      Устройте день самодельных подарков. Возьмите книжку с поделками, и мастерите вместе с детьми! Делайте витражи, рисуйте картины, вырезайте, клейте.

9.      Вместе с ребенком устройте акцию – разберите детские вещи, соберите хорошую одежду, из которой ваш ребенок вырос, хорошие игрушки и отправьте все это нуждающимся детям в социальный приют. Ребенку очень полезно сделать такое доброе дело.

10.  Не позволяйте ребенку смотреть телевизор безостановочно! Заранее отметьте в программе те передачи и фильмы, которые вам понравятся, посмотрите их вместе с детьми, обсудите.

11.  Устройте "День вкуснятины"! Найдите интересные рецепты, предоставьте своему ребенку возможность самому сделать тесто, салат, бутерброды и др. Позвольте своему ребенку измазаться в муке, в тесте, налепить неровных фигурок. Главное – самостоятельно!

12.  Запланируйте "Маскарад". Придумайте костюмы из одежды в вашем шкафу, придумывайте грим. И детям, и себе! Пойте, танцуйте, придумывайте инсценировки.

                                                   

Каникулы для Вас - это шанс наговоритсья, и наобниматься, наобщаться с детьми!

От скуки и постоянного сидения дома, не только взрослые, но и дети начинают раздражаться и ругаться. Для ребенка это будут не полезные каникулы, а стресс! 

Научите детей жить содержательно. Если все каникулярные и выходные дни лежать перед телевизором – ощущение скуки и грусти обеспечено.

 А если распланируете каждый день и проведете весело - и детей порадуете, и сами отдохнете.

А у вашего ребенка останется чудесное впечатление – как здорово дома, какая у него отличная семья!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.