Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
С Новым 2020 годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 99 человек

Методические рекомендации к 1 уроку

Дата: 22 августа 2018 в 11:42, Обновлено 9 октября в 19:41

Первый урок 

Министерство образования Республики Беларусь предлагает провести первый урок 2 сентября в учреждениях общего среднего образования под названием:

«Занімай, Беларусь маладая мая, свой пачэсны пасад між народамі!».

Замечательные слова песняра белорусского народа Янки Купалы созвучны с темой Года малой родины, подчеркивают суверенитет и независимость Республики Беларусь, который укрепился за 25 лет существования института президентства в нашей стране. Ключевой идеей первого урока станут слова Главы государства, прозвучавшие на торжественном собрании ко Дню Независимости: «И то, что за четверть века своей независимости в условиях мощного политического, информационного, экономического давления нам удалось защитить суверенитет, сохранить мир и порядок в стране, – это стало нашей с вами общей победой в новейшей истории». 
Также в ходе первого урока найдет свое отражение тема Великой Победы. 
Проведение первого урока на названную тему будет способствовать формированию у обучающихся гражданственности и патриотизма, воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за страну и ее героев, уважения к ее достижениям, формированию активной гражданской позиции и придаст новый импульс организации воспитательной и идеологической работы в новом учебном году.

Год малой родины объявлен в Беларуси   на 2019-2020 годы

        В Беларуси 2018-2020 годы пройдут под знаком Года малой родины. Соответствующий указ №247 подписал Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению в учреждениях общего среднего образования первого урока в 2019/2020 учебном году

Мы, народ Беларуси, вместе смотрим в будущее и знаем, что оно    есть, пока бережем память о прошлом… Мы гордимся мужеством и    героизмом победителей. Своим трудом, успехами и целями в мирной   жизни стремимся быть достойными продолжателями их славного подвига. Вместе строим сильное независимое государство.

И самое главное – пусть на улицах наших городов и сел всегда звучит беззаботный смех наших детей – новых граждан современной суверенной и независимой Беларуси.

А.Г. Лукашенко

Из выступления на торжественном собрании ко Дню Независимости Республики Беларусь 2 июля 2019 г: 

Для первого урока, который пройдет 2 сентября 2019 года в учреждениях общего среднего образования, рекомендуется тема «Занімай, Беларусь маладая мая, свой пачэсны пасад між народамі!». Замечательные слова песняра белорусского народа Янки Купалы созвучны с темой Года малой родины, подчеркивают суверенитет и независимость Республики Беларусь, который укрепился за 25 лет существования института президентства в нашей стране.

Ключевой идеей первого урока должны стать слова Главы государства, прозвучавшие на торжественном собрании ко Дню Независимости: «То, что за четверть века своей независимости в условиях мощного политического, информационного, экономического давления нам удалось защитить суверенитет, сохранить мир и порядок в стране, – это стало нашей с вами общей победой в новейшей истории».

Первый урок должен способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну и ее героев, уважения к своему народу, к достижениям своей родины, развитию социальной и творческой активности, формированию активной гражданской позиции, а также осознанию (пониманию) того, что Беларусь – суверенная страна, которая смотрит в будущее, но бережет память о прошлом.

На первом уроке каждый первоклассник страны получит в подарок книгу «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку». Издание выпускается с электронным DVD-приложением. Учебное пособие с помощью ярких иллюстраций рассказывает первоклассникам о Беларуси. DVD-приложение содержит дополнительную информацию для просмотра и слушания, интерактивные игры и задания (викторины, пазлы, электронные раскраски и др.). Динамичные мультимедийные презентации и игровые задания-тренажеры повысят мотивацию обучающихся и позволят учителю максимально эффективно использовать игровую деятельность для достижения задач урока, сделать его ярким и интересным.

Значимыми событиями, которые должны найти отражение в содержании первого урока, являются 75-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 80-летие воссоединения Западной Беларуси с БССР, 25 лет существования института президентства в нашей стране, суверенитета и независимости Беларуси, II Европейские игры, направленные на объединение народов Европы во имя мира и созидания на планете.

В ходе первого урока целесообразно уделить внимание следующим вопросам:

основные вехи в истории Республики Беларусь как суверенного государства (принятие Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, подписание «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», выборы Первого президента Республики Беларусь, обеспечение строительства в Республике Беларусь правового государства и действенного функционирования всех ветвей власти);

социально-экономическое развитие нашей страны: ориентация на рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, удовлетворение их социальных и культурных потребностей и интересов;

положение республики на международной арене: миротворческая роль Беларуси в урегулировании сложных политических конфликтов как площадки для международных переговоров; проведение II Европейских игр и других престижных спортивных состязаний, а также разнообразных культурных международных мероприятий (например, Славянский базар в Витебске и т.п.).

В виду предстоящего празднования 9 мая 2020 г. 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, рекомендуется на первом уроке осветить роль белорусского народа в Великой Победе; необходимость заботы о ветеранах и престарелых людях; возможность участия в акциях ОО «БРСМ» «Доброе сердце», «Спасибо за Победу!», «Цветы Великой Победы», «Беларусь помнит» и др.

В ходе проведения первого урока важно уделить особое внимание детству, окруженному заботой государства, (открытой суверенным государством широте возможностей для учебы, труда, укрепления здоровья, развития творческого потенциала, отдыха, реализации своих жизненных целей и планов), деятельности государства, которое борется за мир, за его сохранение, за возможность и дальше молодому поколению жить и реализовывать свои мечты под мирным небом.

Проведение первого урока должно стать ярким и запоминающимся. Необходимо максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность, использовать интерактивные формы проведения (урок-откровение, пресс-конференция, дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и др.). Большой интерес у учащихся вызывают такие формы работы, как урок-путешествие, заочная экскурсия, фотовыставка и др.

Значимым событием для учащихся может стать посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны http://www.warmuseum.by/; филиала Национального исторического музея «Музей современной белорусской государственности», экспозиция которого охватывает период современной истории Республики Беларусь и посвящена политической, экономической, научной, культурной и спортивной жизни страны. http://www.msbd.histmuseum.by/by/collections/museum-treasure-trove/.

Первый урок можно провести в школьном музее, организовав тематические выставки, экспозиции, созданные на основе материалов и экспонатов, собранных во время летних туристско-краеведческих походов и экспедиций. Широкие возможности открывает такая форма работы как взаимопосещение школьных музеев. Особое внимание необходимо обратить на образовательный потенциал школьных музеев боевой славы.

В процессе подготовки и проведения первого урока педагогам следует выбирать форму и методы проведения урока с учетом возраста учащихся, опираться на их знания, эрудицию, опыт, использовать региональный и местный материал по истории и современному развитию области (района, города, деревни), предоставить возможность совершить экскурс в историю родного города, села, школы, улицы.

Включение в урок музыкальных произведений, иллюстраций, слайдов, фотографий, мультимедийных презентаций, использование произведений белорусских поэтов и прозаиков, деятелей искусства будет способствовать более действенному эмоционально-ценностному восприятию информации учащимися.

Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором проводится первый урок, где могут быть представлены следующие элементы: государственная символика; Конституция Республики Беларусь; иллюстрированная карта Беларуси; выставка книг о Беларуси; фотографии исторических мест и природы Беларуси, выдающихся деятелей республики; альбомы, репродукции картин; творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т.д.).

Первый урок и другие мероприятия, приуроченные к началу учебного года, должны быть проведены на высоком организационном, методическом уровне и стать импульсом для всей идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, национального самосознания.

Знаёмства з культурай, гераічнай гісторыяй і традыцыямі роднага краю – аснова грамадзянска-патрыятычнага выхавання вучняў. Без любові да малой радзімы не бывае любові да краіны ў цэлым.

Першы ўрок павінен спрыяць фарміраванню ў навучэнцаў актыўнай грамадзянскай пазіцыі, каштоўнасных адносін да гісторыі і культуры роднага краю, пачуцця дачынення да яго мінулага і сучаснасці, разумення адказнасці за будучыню сваей краіны.

У ходзе падрыхтоўкі першага ўрока мэтазгодна выкарыстоўваць выхаваўчы патэнцыял навучальных прадметаў, у тым ліку і рэгіянальны матэрыял па гісторыі і сучасным развіцці рэгіёна (вобласці, раёна, горада, вёскі). Абапіраючыся на міжпрадметныя сувязі, педагог мае магчымасць ажыццявіць разам са школьнікамі экскурс у гісторыю роднага горада (вёскі, школы, вуліцы і г. д.).

У працэсе падрыхтоўкі першага ўрока педагогам варта выбіраць форму і метады правядзення ўрока з улікам узросту навучэнцаў, акцэнтуючы ўвагу ў першую чаргу на максімальным прыцягненні да яго арганізацыі і правядзення саміх навучэнцаў.

Першы ўрок можна правесці ў форме конкурсаў, турніраў, дзелавой гульні, віктарыны, інтэрв’ю, рэпартажаў і інш. Можна пабудаваць урок, заснаваны на нетрадыцыйных формах арганізацыі навучальнага працэсу: урок мудрасці, адкрыццё або ўрок, які нагадвае публічныя формы зносін: прэс-канферэнцыя, брыфінг, аўкцыён, бенефіс, рэгламентаваная дыскусія, панарама, тэлемост, рэпартаж, дыялог, “жывая газета”, вусны часопіс і інш.

Вялікую цікавасць і станоўчы водгук у дзяцей выклікаюць такія ўрокі, як завочная экскурсія, экскурсія ў мінулае, урок-падарожжа, выкарыстанне такіх форм работы, як брэйн-рынг, філасофскі стол, фотавыстава, прэзентацыя праектаў і інш.

Пажадана арганізаваць сустрэчы з цікавымі людзьмі, якія ўславілі свой горад (вёску), правесці віктарыну “Мая малая Радзіма”, “Сімвалы малой радзімы”, віртуальнае падарожжа “Па старонках гісторыі роднага краю”, “Спазнаем малую Радзіму”, творчы конкурс “Мая вуліца, мой горад, мая малая Радзіма”, адкрыты дыялог “100 пытанняў да дарослага: падзеі, факты, каментарыі” з запрашэннем відных дзяржаўных і грамадскіх дзеячоў, дэпутатаў, медыйных персон і інш.

Рэкамендуецца напоўніць змест першага ўрока канкрэтнымі і дакладнымі фактамі, звязаць яго з сённяшнім жыццём краіны, рэгіёна; стварыць асаблівую эмацыянальную атмасферу, запрасіўшы жывых сведак падзей, прыцягнуць удзельнікаў мерапрыемства да зацікаўленага абмену думкамі.

Эмацыянальна-каштоўнаснае ўспрыманне інфармацыі навучэнцамі будзе больш дзейсным пры ўключэнні ў план урока музычных твораў, выкарастанні ілюстрацый, слайдаў, фотаздымкаў, мультымедыйных прэзентацый, шырокім ужыванні твораў беларускіх паэтаў і празаікаў, дзеячаў мастацтва, краязнаўчага матэрыялу, дзіцячых аўтарскіх работ, даведачных матэрыялаў і інш. Можна прапанаваць навучэнцам прадэманстраваць у займальнай форме іх творчыя і працоўныя дасягненні ў летні перыяд, (аматарскія відэафільмы, фотаэкспазіцыі, літаратурныя замалёўкі, азнаёміць з выкананымі работамі па добраўпарадкаванні тэрыторыі, гісторыка-культурных, прыродных і сацыяльных аб’ектаў і інш.).

Важна звярнуць увагу на афармленне кабінета, у якім могуць быць прадстаўлены наступныя элементы: дзяржаўная сімволіка; Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь; ілюстраваная карта Беларусі; выстава кніг аб Беларусі; фотаздымкі (слайды) гістарычных месцаў і прыроды Беларусі, мясцовых славутасцяў; альбомы, стэнды, рэпрадукцыі карцін на беларускую тэматыку; дыскі з запісамі песень аб Беларусі і інш.; творчыя работы вучняў (рэфераты, праекты, сачыненні, вершы, малюнкі, плакаты, газеты, водгукі пра экскурсіі, макеты і г. д.) аб малой радзіме; партрэты знакамітых дзеячаў гісторыі і культуры Беларусі, знакамітых землякоў, якія ў сваіх творах і сваёй працоўнай дзейнасцю праславілі нашу краіну, сваю малую радзіму.

У музеях устаноў адукацыі да першага ўрока рэкамендуецца арганізаваць тэматычныя выставы, аформіць экспазіцыі, створаныя з матэрыялаў і рэчавых экспанатаў, сабраных падчас летніх турысцкіх паходаў, правесці сустрэчы з удзельнікамі падзей, матэрыялы пра якіх прадстаўлены ў музеях, прадугледзець падрыхтоўку навучэнцаў-экскурсаводаў.

Матэрыялы аб мерапрыемствах, прысвечаных Году малой радзімы, можна знайсці на Нацыянальным адукацыйным партале http://www.adu.by.

[1] http://president.gov.by/ru/news_ru/view/torzhestvennoe-chestvovanie-peredovikov-apk-belarusi-18085/.

[2]http://www.belarus.by/ru/press-center/2018-year-of-native-land-in-belarus/meroprijatija-dnja-belorusskoj-pismennosti-budut-posvjascheny-teme-maloj-rodiny_i_0000083465.html

[3] http://mininform.gov.by/ru/plan-dety/

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.