Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
С Новым 2020 годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 99 человек

инструктивно-методическое письмо по специальному образованию

Дата: 27 августа 2018 в 10:25, Обновлено 3 октября в 20:29

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

Р. С. Сидоренко

«14» июля 2019 г.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«О работе в 2019/2020 учебном году

педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

В соответствии с Концептуальными подходами к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года совершенствование образования лиц с особенностями психофизического развития призвано обеспечить оказание ранней комплексной помощи, непрерывную социально-педагогическую поддержку и психологтическую помощь обучающимся на всех уровнях образования независимо от способностей и достижений, системную и последовательную работу по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

В связи с этим основными направлениями в сфере специального образования на уровне общего среднего образования являются:

обеспечение вариативности получения образования для лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР);

достижение необходимого и качественного уровня сформированности ключевых компетенций у лиц с ОПФР и повышение их жизнеспособности;

повышение доступности образования для лиц с ОПФР;

реализация инклюзивных процессов в образовании и формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии.

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – учреждения образования) в 2019/2020 учебном году необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, локальными правовыми актами, регулирующими деятельность учреждений образования при реализации образовательных программ общего среднего образования и размещенными в официальных источниках.

Нормативные правовые акты, иные материалы по вопросам специального образования размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь (http://www.edu.gov.by/ Система образования / Специальное образование), ((www.edu.gov.by /Система образования); в информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь (тематический банк данных правовой информации «Образование»).

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         Учебно-программная документация образовательных программ специального образования

Учебные планы специального образования на уровне общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2019 г. №106 «Об утверждении учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования»

         Учебные программы для всех видов учреждений специального образования размещены на национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы. I-IV, V-XI классы.

К 2019/2020 учебному году подготовлены новые программы специального образования:

вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Літаратурнае чытанне» для III-V класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання;

учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для I-V классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха;

вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Літаратурнае чытанне» для VI-X класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання;

вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова і літаратура» для VI-X класаў другога аддзялення спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы-інтэрната) для дзяцей з парушэннем слыху;

учебная программа по учебному предмету «Жестовый язык» для VI -XII классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха;

вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова і літаратура» для XI-XII класаў другога аддзялення спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы ( спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы –інтэрната) для дзяцей з парушэннем слыху;программа коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка» для I-V классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха;

программа коррекционных занятий «Социальное ориентирование» для VI-XII классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха.

Обращаем внимание, что распределение времени по темам в учебных программах является примерным. Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, а также перераспределять в пределах 2-3 часов количество учебных часов между отдельными темами, использовать по своему усмотрению резервное время.

         Учебные издания

В 2019/2020 учебном году для учреждений специального образования с белорусским и (или) русским языками обучения и воспитания рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Перечень учебных изданий. 2019/2020 учебный год / Специальное образование, а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2019 г., № 16).

Обращаем внимание, что впервые в учебных пособиях для незрячих учащихся, издаваемых на основе рельефно-точечной системы Брайля, имеются ссылки на электронные источники, переведенные в специально созданный DAISY формат для незрячих людей и размещенные на национальном образовательном портале http://e-vedy.adu.by:

DAISY формат – это международный универсальный стандарт электронной книги (аудиокниги), обеспечивающий возможность удобной разметки и навигации по книге незрячим людям. Подробную информацию о DAISY формате (его особенностях, преимуществах, способах воспроизведения книг, записанных в данном формате) можно найти на сайтах: https://center1.by/ (Учреждение реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека»), https://motsart.by/ (Социально-культурного учреждение «МоцАрт»).

Учебно-методические комплексы для факультативных занятий

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы и учебно-методические комплексы (учебные программы, пособия для учителя и учащихся) (далее – УМК), рекомендованные Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт образования).

Учебные программы факультативных занятий, перечень УМК для факультативных занятий, а также компоненты отдельных УМК размещены на национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год).

Электронные средства обучения

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (легкой, умеренной, тяжелой) разработаны справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК).

Разработанные электронные модули ЭУМК сгруппированы по четырем основным направлениям:

коммуникативное развитие: «Элементы грамоты и развитие речи», «Русский язык», «Литературное чтение»;

социальное развитие: «Ориентировка в окружающем мире», «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальная адаптация»;

эстетическое развитие: «Изобразительное искусство», «Изобразительная деятельность», «Музыка», «Музыкально-ритмические занятия»;

математическое развитие: «Элементы арифметики», «Математика».

Все разработанные ЭУМК и электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение» (http://e-vedy.adu.by). Материалы доступны для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.

В образовательном процессе могут использоваться ЭОР, отмеченные дипломами I, II, III степени и похвальными отзывами на заключительном этапе республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Данные ЭОР размещены на национальном образовательном портале в разделе «Дистанционный всеобуч» – Проекты конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (http://e-asveta.adu.by/index.php/koi/proektyi-pobediteli-koi).

Учебно-методические издания для учителей и издания для учащихся

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические издания для учителей, а также дополнительные издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Перечни учебных изданий размещены на национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Перечень учебных изданий. 2019/2020 учебный год).

На национальном образовательном портале функционирует онлайн-каталог «Учебники.by» (http://adu.by / Учебники.by), в котором предоставлена информация обо всех учебных изданиях, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические и дидактические материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательный процесс в учреждениях образования должен обеспечивать:

качество специального образования;

реализацию компетентностного подхода;

охрану здоровья обучающихся;

соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

создание специальных условий для получения образования лицами с ОПФР.

Одной из важнейших задач учреждения образования является создание условий для обеспечения психологической безопасности учащихся, направленных на их защиту от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз с целью предупреждения нарушений в становлении их личности.

Педагогические работники на ранней стадии должны выявлять психологические проблемы в развитии личности, активно использовать в образовательном процессе психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в детских коллективах.

Педагоги-психологи учреждений образования должны осуществлять реализацию комплекса мероприятий, направленных на психологическое изучение учащихся для обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, их полноценное развитие, содействие в предупреждении, разрешении психологических проблем, повышение психологической культуры участников образовательного процесса.

Обращаем внимание на неукоснительное выполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 15.02.2018 № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся» и Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Информируем о том, что с 1 сентября 2019 года республиканский центр психологической помощи, созданный на базе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (приказ Министра образования Республики Беларусь от 11.03.2019 № 155), обеспечит практическое оказание психологической помощи родителям (законным представителям) учащихся и педагогическим работникам системы образования.

Профилактика семейного неблагополучия должна оставаться приоритетной в работе учреждений образования, поскольку сохранение ребенка в родной семье является самым эффективным результатом межведомственного взаимодействия.

В связи с изменениями брачно-семейного законодательства разработано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – Постановление). Постановлением установлены критерии и показатели социально опасного положения, перечислены все субъекты профилактики семейного неблагополучия и их компетенции, а также определен порядок проведения социального расследования и рассмотрения его результатов.

Обращаем внимание на недопустимость:

проведения обследования условий жизни и воспитания учащегося, проведения социального расследования только педагогическими работниками без привлечения иных субъектов профилактики;

определения мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия учреждениями образования самостоятельно без учета компетенции субъектов профилактики;

рассмотрения на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений результатов социального расследования без участия родителей (законных представителей) учащихся и заинтересованных субъектов профилактики.

Сроки обучения на I ступени общего среднего образования определяются соответствующими учебными планами специального образования и составляют:

для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушением слуха (второе отделение) – пять лет;

для учащихся с нарушением слуха (первое отделение), с нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – четыре года.

Сроки обучения на II и III ступенях общего среднего образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата соответствуют срокам обучения учащихся учреждений общего среднего образования и составляют пять лет и два года соответственно.

Срок получения образования на уровне общего базового образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью составляет в первом отделении вспомогательной школы от десяти до двенадцати лет, во втором отделении вспомогательной школы, центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – девять лет.

Образовательный процесс с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования осуществляется по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (первое отделение), с нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и учебным программам и учебным изданиям для учреждений общего среднего образования; образовательный процесс с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования осуществляется по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (второе отделение), тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и учебным программам и учебным изданиям для учреждений специального образования.

На II и III ступенях общего среднего образования образовательный процесс для указанных выше категорий учащихся осуществляется по учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования, учебным программам и учебным изданиям для учреждений общего среднего образования.

Обращаем внимание, что учебный предмет «Русский язык и литература» («Беларуская мова і літаратурнае чытанне») для учащихся с тяжелыми нарушениями речи в учреждениях образования с русским (белорусским) языком обучения изучается с V класса, для учащихся с нарушением слуха, обучающихся во втором отделении специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха – с VI класса по учебным программам для учреждений специального образования.

Текущая и промежуточная аттестация учащихся с ОПФР в I-II классах, а также III классах, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащихся I-III классов, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности без выставления отметок. Учащиеся III и IV классов, а также учащиеся V класса, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащиеся V класса, обучающиеся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, изучают учебные предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» (кроме учащихся, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью), «Физическая культура и здоровье» на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах. Обучение по всем остальным учебным предметам в указанных классах осуществляется с выставлением отметок в баллах.

В процессе контрольно-оценочной деятельности используются развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие количественный и качественный результаты процесса обучения.

Классный журнал заполняется каждым классным руководителем, учителем в соответствии с требованиями по его ведению. Отметки и любые другие формы фиксации результатов оценочной деятельности в классный журнал в данный период не выставляются. Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого учащегося учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно, никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает.

Расписание учебных занятий на учебную неделю составляется с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов согласно приложению 8 к требованиям Санитарных норм и правил для учреждений общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206. В расписании учебных занятий в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, с другими учебными предметами. Контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях недопустимо. Максимальная допустимая учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности (вторник и (или) среда – в I-IV (V) классах; вторник, среда и (или) пятница – в V(VI)-XI (XII) классах и равномерно распределена по другим дням учебной недели.

Непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для учащихся в возрасте до 10 лет не должна превышать 10 минут, в возрасте от 11 лет – 15 минут. Незрячие дети с остаточным зрением, обучающиеся на основе рельефно-точечной системы Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1-2 раза за урок по 5 минут. Незрячие дети с полной потерей зрения должны чередовать тактильное восприятие со слуховым.

Обращаем внимание, что между учебными занятиями по учебным предметам, коррекционными и факультативными занятиями должен быть перерыв не менее 30 минут.

Обучение в I классе для лиц с интеллектуальной недостаточностью (первое отделение вспомогательной школы), начинается с курса «Введение в школьную жизнь». На изучение курса выделяется 60 учебных часов, которые распределяются равномерно по 3 часа в день на протяжении первых 20 учебных дней.

Кроме учебных занятий по курсу «Введение в школьную жизнь», проводятся учебные занятия по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Музыка». Остальные учебные предметы, которые определены учебными планами специального образования на уровне  общего среднего образования, изучаются по завершении курса «Введение в школьную жизнь».

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных учреждениями здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приказом руководителя учреждения образования учащиеся распределяются на медицинские группы для учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта»: основную, подготовительную, специальную (далее – СМГ), лечебной физкультуры (далее – ЛФК).

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, присутствуют на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта», но к практическому выполнению заданий (двигательной активности) не допускаются. Учащиеся допускаются к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», к спортивно-массовым, физкультурно-оздоровительным мероприятиям только в спортивной одежде и обуви.

Обучающиеся в СМГ допускаются к учебным занятиям по специальным программам. Обучающиеся в данной группе освобождаются от сдачи нормативов по физической подготовке и не допускаются к занятиям в кружках, секциях, группах по спортивным интересам, клубах по физической культуре и спорту, подготовке и участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях.

В группу ЛФК распределяются обучающиеся, которые имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, препятствующие групповым учебным занятиям физической культурой. Занятия ЛФК проводятся по индивидуальным программам медицинскими работниками, прошедшими специальную подготовку по ЛФК, в оборудованных для этих целей помещениях. Занятия ЛФК могут быть рекомендованы обучающимся, распределенным в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы по медицинским показаниям. Длительность и форма занятий ЛФК (групповая, индивидуальная) определяются врачом ЛФК. Перевод обучающегося из основной, подготовительной, СМГ, группы ЛФК в другую в течение года осуществляется врачом-специалистом совместно с учителем по физической культуре после проведения дополнительного обследования и на основании данных о состоянии здоровья и физической подготовленности обучающегося.

Необходимо принять меры по полной (100%) занятости учащихся, освобожденных от двигательной активности на уроке, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, ЛФК и присутствующих на уроке «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта», с учетом особенностей учреждений образования.

В зависимости от особенностей учреждения образования это может быть:

проведение занятий группы СМГ одновременно с проведением учебного занятия «Физическая культура и здоровье» (при возможности кадрового обеспечения: один учитель проводит урок с учащимися основной и подготовительной группы, второй – с учащимися СМГ);

проведение занятий для учащихся, отнесенных к группе ЛФК, одновременно с проведением учебного занятия «Физическая культура и здоровье» (при возможности организовать занятие группы ЛФК в приспособленном помещении учреждения образования и при наличии соответствующего специалиста);

иная организация занятости учащихся, например, организация игры в шашки, шахматы, проведение стимулирующих (поддерживающих) занятий по другим учебным предметам, коррекционных занятий, занятия в библиотеке, занятия с педагогом-организатором, педагогом-психологом (иными педагогическими работниками).

Руководитель учреждения образования несет персональную ответственность за организацию деятельности во время проведения урока «Физическая культура и здоровье», занятия «Час здоровья и спорта» всех учащихся. Ответственность за обеспечение безопасных условий при этом необходимо возлагать на педагогических работников учреждения образования, которые организуют (координируют) деятельность вышеуказанных категорий учащихся во время проведения урока (занятия).

Напоминаем, что основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Основная функция домашнего задания (задания для самостоятельной работы) – закрепление нового учебного материала, повторение изученного учебного материала. Для домашнего задания может предлагаться только тот материал, который освоен на учебных занятиях. С целью предупреждения перегрузки учащихся учителю необходимо следить за объемом домашнего задания, объяснять на уроке содержание, порядок и приемы его выполнения. Объем домашнего задания должен соответствовать санитарным нормам с учетом его объема по другим учебным предметам и возможностью выполнения домашнего задания по всем предметам во II классе в течение не более 1,2 часа, III-IV классах – 1,5 часа, V-VI классах – 2 часов, в VII-VIII классах – 2,5 часов, в IX-XI классах – 3 часов.

Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 3 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании каникулы – это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.

Учет изучения содержания учебного предмета, посещения учащимися учебных занятий, результатов их учебной деятельности учитель ведет в классном журнале. Выставляя отметку в классный журнал, учитель обязан выставить ее в дневник учащегося.

Недопустимо требовать от учителя заполнения отчетной аналитической информации об успеваемости учащихся.

Требования к заполнению классного журнала содержатся в указаниях к оформлению и ведению классного журнала.

Обращаем внимание на некоторые особенности оформления классного журнала:

При оформлении страниц журнала, отведенных для учета изучения содержания факультативных занятий, указывается название учебной программы факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета. Если в качестве названия учебной программы факультативного занятия используется цитата, то она пишется с большой буквы и заключается в кавычки.

Если на выполнение контрольной работы отводится два учебных часа, то запись необходимо размещать на двух строках с указанием одной даты. Например:

22.11.2017 Контрольная работа «…».

22.11.2017 Контрольная работа «…».

Отметка выставляется в графу на второе учебное занятие.

При организации получения специального образования на дому для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, необходимо согласовывать расписание учебных занятий с законными представителями учащегося. Учебные занятия (занятия) проводятся не менее трех раз в неделю, их продолжительность зависит от состояния здоровья учащегося. Учреждение образования, обеспечивающее получение специального образования на дому, организует оказание учащемуся социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

В 2019/2020 учебном году продолжится работа по реализации инклюзивных подходом в образовании. Для этого необходимо обеспечить:

сводного плана деятельности по реализации Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017-2025 годы в 2019 году;

выполнение плана мероприятий на 2016-2020 годы по выполнению Концепции развития инклюзивного образования для лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (утвержден Министром образования Республики Беларусь 29.01.2016);

реализацию Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года (приказ Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 № 742);  

проведение информационно-просветительской работы по формированию инклюзивной культуры, толерантного отношения к проблеме инвалидности на всех уровнях системы образования;

включение детей с ОПФР, в том числе с инвалидностью, и их сверстников в областные и региональные мероприятия, в том числе   в деятельность детских и молодежных советов, парламентов на национальном, региональном и местном уровнях;

проведение работы по созданию адаптивной образовательной, в том числе безбарьерной, среды в учреждениях образования.

Напоминаем, что во исполнение протокола заседания Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов при Совете Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2019 г. № 6-15/1пр-РМС до 1 октября 2019 г. необходимо провести мониторинг создания безбарьерной среды на объектах учреждений образования в соответствии с Анкетой определения доступности и комплексного подхода, который включает:

1. Территорию, прилегающую к зданию:

1.1. отсутствие барьеров на пути передвижения по территории:

ровное дорожное покрытие,

отсутствие перепадов высот,

наличие тактильной плитки (предупреждающая и направляющая);

1.2. наличие доступной лестницы (при необходимости):

соответствующие размеры лестницы,

поручни (перила),

контрастная маркировка,

тактильная плитка перед лестницей и на последней ступеньке лестницы;

1.3. наличие пандуса (откидного) при необходимости:

ширина не менее 1 метра;

необходимый уклон пандуса,

соответствующие площадки в начале и конце пандуса с контрастной полосой,

откидной пандус с обязательной кнопкой вызова,

перила;

1.4. наличие электрического подъемника (при необходимости);

1.5. беспрепятственный доступ в здание:

отсутствие перепадов высот и порогов,

ширина двери не менее 0,9 метров,

свободное пространство перед дверью при открывании «на себя»,

речевой информатор,

яркая маркировка на стеклах дверей, расположенная в соответствии с требованиями,

контрастная дверная ручка,

визуальная информация, в том числе выполненная шрифтом Брайля.

2. Внутреннее помещение:

2.1. наличие доступного вестибюля:

свободное пространство,

визуальная, звуковая и тактильная информация;

2.2. наличие лифта, адаптированного к особенностям инвалидов:

установленные размеры кабин,

перед лифтом укладка тактильной плитки,

устройство, обеспечивающее звуковое объя вление этажей,

кнопки номеров этажей и другие кнопки промаркированы шрифтом Брайля,

аппарат двухсторонней связи с диспетчерским пунктом снабжен устройством для усиления звука;

2.3. наличие доступной лестницы (при необходимости):

установленная ширина лестница,

тактильная плитка перед началом и в конце лестничного марша,

расположение непрерывных перил с двух сторон;

2.4. санитарно-гигиенические комнаты, адаптированные к особенностям инвалидов:

размеры кабины, соответствующие требованиям,

размещение унитазов и раковин в соответствии с требованиями,

оборудование вертикальными и горизонтальными поручнями,

кнопка вызова,

на дверях задвижки, обеспечивающие возможность открывания как снаружи, так и изнутри,

душевая кабина, оборудованная с учетом особых потребностей инвалидов в соответствии с установленными нормами;

2.5. информационная доступность:

визуальная информация, в том числе выполненная шрифтом Брайля.

Обращаем внимание о необходимости до 1 сентября 2019 г. принять меры по обеспечению подвоза в учреждения образования всех обучающихся с инвалидностью, в том числе на специально оборудованном транспорте.

При организации образовательного процесса для учащихся с аутистическими нарушениями необходимо создание для них адаптивной образовательной среды с особой организацией пространства и визуализацией времени.

Для создания адаптивной образовательной среды необходимо:

обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон;

минимизировать количество раздражителей в классе;

рационально организовывать рабочее место учащегося;

маркировать учебные принадлежности;

разделять пространство на зоны по видам деятельности;

наглядно представлять последовательность событий во времени.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 26 в разделе «2. Специалисты» приложения к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» в новой редакции изложены квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель». Это позволяет обеспечивать в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования персональное сопровождение в образовательном процессе учащихся с аутистическими нарушениями.

Необходимо обеспечить прохождение курсов повышения квалификации по вопросам оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями педагогическим работникам, принятым на должность «Воспитатель» для обеспечения персонального сопровождения (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 50).

Персональное сопровождение учащихся с аутистическими нарушениями может осуществляться индивидуально и в группе (два-три ребенка с аутистическими нарушениями). Целесообразность, длительность и форму персонального сопровождения определяют специалисты психолого-медико-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). Введение штатной численности воспитателей для работы с учащимися, нуждающимися в персональном сопровождении, производится в индивидуальном порядке, с учетом количества учащихся с ОПФР, продолжительности их нахождения в учреждении образования, степени тяжести физических и (или) психических нарушений и др.

При организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) в 2019/2020 учебном году в VIІ, VIІІ и IX классах первого отделения вспомогательной школы обучение учебному предмету «Биология» осуществляется по учебной программе «Биология» для VII-X классов первого отделения вспомогательной школы, утвержденной в 2017 году.

В IX классе рекомендуем использовать учебное пособие «Биология. Животные» («Біялогія. Жывёлы»), VIІІ класс, автора О.Х.Серединской («Адукацыя і выхаванне», 2015). Методический комментарий для IX класса будет размещен в журнале «Спецыяльная адукацыя» № 4 за 2019 год и на сайте (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год), http://asabliva.by.).

Напоминаем, что для VIІ и VIII классов методический комментарий по учебному предмету «Биология» размещался в журналах «Спецыяльная адукацыя» № 5 за 2017год и № 4 за 2018 год.

Обращаем внимание, что в X классе обучение учебному предмету «Биология» осуществляется по действующей учебной программе «Биология» для VII-X классов первого отделения вспомогательной школы, утвержденной в 2014 году. Образовательный процесс обеспечивается учебным пособием «Биология. Природа и человек» (“Біялогія. Прырода і чалавек”), X класс, автора О.Х.Серединской (Народная асвета, 2015); в IX и X классах обучение учебному предмету «Биология» осуществляется по действующей учебной программе «Биология» для VII-X классов первого отделения вспомогательной школы, утвержденной в 2014 году. Образовательный процесс в этих классах обеспечивается учебными пособиями:

IX класс – «Биология. Человек и его здоровье» («Біялогія. Чалавек і яго здароўе») под. ред. Д.Б.Сандакова, ИЦ БГУ, 2015;

X класс – «Биология. Природа и человек» («Біялогія. Прырода і чалавек»), Народная асвета, 2015.

При организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) в случае, если невозможно укомплектовать класс учащимися одного года обучения, допускается включение в состав объединенного класса учащихся I-V классов или учащихся V-IX классов. Общая численность учащихся в таком классе не должна превышать 6 человек. При этом объем учебных часов устанавливается по наибольшему объему часов, предусмотренных учебным планом, который реализуется в классе.

При организации образовательного процесса по учебному плану центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями образовательный процесс должен обеспечивать приобретение данной категорией детей основ знаний об окружающем мире, формирование у них социально-бытовой компетенции, исправление или ослабление имеющихся нарушений, подготовку к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе.

В соответствии со статьей 279 Кодекса об образовании для лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, индивидуальные учебные программы. В индивидуальном учебном плане рекомендуется устанавливать количество учебных часов в неделю не менее, чем при обучении на дому в соответствующем классе.

В первый класс ЦКРОиР принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в исключительных случаях – дети старше 8 лет, которые нигде ранее не обучались. Учитывая, что срок получения образования в ЦКРОиР составляет девять лет, а возраст выпускников составляет в среднем 17 лет, то в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11, нетрудоспособный гражданин – ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, завершивший освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, что подтверждено свидетельством о специальном образовании, может быть зачислен в территориальный центр социального обслуживания населения (независимо от возраста).

Для создания благоприятных условий для адаптации выпускников ЦКРОиР в новой жизненной ситуации необходимо проводить мероприятия, направленные на обеспечение преемственности при переходе выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН), начиная с выпускного класса, своевременно готовить и предоставлять полный пакет материалов в соответствии с методическими рекомендациями по организации перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН от 29 октября 2013 г.

В соответствии с решениями, принятыми на заседании Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов (протокол от 5 июня 2015 г. № 4-2-20/1пр-РМС), в 2019/2020 учебном году необходимо продолжать работу по обеспечению круглогодичной работы ЦКРОиР, в том числе в летнее время. Напоминаем, что в летние месяцы в ЦКРОиР проводится консультативная, методическая, информационно-аналитическая работа, обеспечивается выявление и психолого-медико-педагогическое обследование лиц с ОПФР, актуализируется банк данных о детях с ОПФР, осуществляется оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям и детям с ОПФР, проводятся мероприятия, направленные на обеспечение преемственности перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.

В соответствии с нормативной правовой базой и на основании результатов изучения запросов законных представителей обучающихся на базе ЦКРОиР организуется работа лагерей с дневным пребыванием. В период работы лагерей при необходимости должен осуществляться подвоз обучающихся с ОПФР специально оборудованным транспортом.

В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662, дети имеют право на получение путевки с использованием государственных средств в лагерь с круглосуточным пребыванием не более одного раза в календарном году.

Вопрос организации дополнительно оздоровления обучающихся ЦКРОиР может быть рассмотрен местными исполнительными и распорядительными органами, исходя из финансовых возможностей и потребности в предоставлении поддержки, в пределах средств местного бюджета.

Кроме того, при необходимости нужно обеспечить организацию лагерей с дневным пребыванием в две смены для одного и того же состава детей, одна из которых – за счет родительской доплаты. Допускается открытие детских игровых площадок с четырехчасовым пребыванием учащихся (без организации питания). Данный вопрос требует тщательной проработки до начала оздоровительной компании. Обращаем внимание на необходимость предоставления полной информации законным представителям обучающихся ЦКРОиР о возможности дополнительного оздоровления за счет родительской доплаты в лагере с дневным пребыванием.

ЦКРОиР как координатору деятельности в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы при планировании работы на 2019/2020 учебный год необходимо предусмотреть работу по активизации межведомственного взаимодействия по:

своевременному выявлению детей с ОПФР. С этой целью необходимо во всех регионах обеспечить в полном объеме реализацию механизма, предусмотренного Инструкцией о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 253);

обеспечению своевременной и качественной актуализации банков данных о детях с ОПФР;

совершенствованию работы специалистов психолого-медико-педагогических комиссий;

повышению качества образовательного процесса для обучающихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;

обеспечению работы ЦКРОиР в летний период;

усилению межведомственного взаимодействия при организации образовательного процесса в домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР.

В соответствии с п. 23 Совместного плана действий по решению проблем предупреждения инвалидности и обеспечения прав детей-инвалидов, молодых инвалидов и их родителей, утвержденного 10.01.2019 Министром труда и социальной защиты, Министром здравоохранения и Первым заместителем Министра образования, не позднее сентября текущего года необходимо изучить возможность организации образовательного процесса для детей-инвалидов с ОПФР на базе учреждений общего среднего образования или ЦКРОиР по месту нахождения детских домов-интернатов.

Обращаем внимание, что для организации образовательного процесса с учащимися с ОПФР на уровне общего среднего образования необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования (www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Инструктивно-методические письма.

Особенности организации коррекционной работы с отдельными категориями лиц с ОПФР  

Коррекционная работа с учащимися I класса с нарушениями речи (тяжелыми нарушениями речи и нарушениями речи, которые исправляются в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи) (далее – ПКПП), включает предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии и направлена на развитие психических процессов и функций, лежащих в основе овладения чтением и письмом. 

Работа по предупреждению дислексии, дисграфии и дизорфографии необходимо осуществлять по следующим направлениям:

развитие сенсомоторной сферы (зрительного и слухового восприятия, темпо-ритмического чувства, графомоторных умений);

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие всех сторон речи устной речи (произносительной, лексико-грамматической, а также связной речи), совершенствование фонематического слуха и на их основе формирование базовых операций языкового анализа и синтеза и обучение грамоте;

развитие мотивации, умений планировать свою деятельность, обнаруживать ошибки в процессе деятельности и т.д.

Для выявления у учащихся I класса предрасположенности к нарушениям чтения, рекомендуется проводить скрининговое изучение с использованием стандартизированной методики А.Н.Корнева «Методика раннего выявления дислексии».

О диагностической основе планирования коррекционных занятий   

Основой планирования коррекционных занятий с учащимися с ОПФР является педагогическое обследование, которое проводит учитель-дефектолог в начале и в конце учебного года в течение одной-двух недель в зависимости от формы организации образовательного процесса и тяжести физических и (или) психических нарушений. Психолого-педагогическое обследование осуществляется в рамках проведения коррекционных занятий и фиксируется в журнале учета проведенных занятий и посещения их учащимися на соответствующих страницах.

Результаты обследования фиксируются в карте обследования. По итогам обследования учащегося с ОПФР учитель-дефектолог в карте обследования оформляет заключение, отражающее характер, структуру, степень тяжести нарушений развития. С учетом заключения осуществляется обоснованный выбор количества и формы проведения коррекционных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые) с учетом учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования.

При организации коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» с учащимися с нарушением слуха педагогическая диагностика проводится по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов и включает оценку следующих параметров:

слуховое и слухо-зрительное восприятие и различение учащимися речевого материала разной степени сложности, обладающего разными акустическими характеристиками;

речевое развитие (сформированность произносительных навыков, лексического запаса (пассивного и активного словаря), грамматического строя речи).

На I ступени общего среднего образования коррекционные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия детей с нарушением слуха проводятся в форме индивидуальных занятий. Учебное время, предусмотренное учебным планом, распределяется поровну между всеми учащимися класса из расчета нормы наполняемости класса – 8 учащихся. Если наполняемость класса менее или более восьми учащихся, осуществляется перераспределение количества часов. Таким образом, количество индивидуальных занятий в неделю с каждым ребенком I-IV классов составляет 1,5 часа, в V классе – 1,25 часа.

Количество часов в учебном плане конкретного учреждения образования по коррекционному занятию «Развитие устной речи и слухового восприятия» будет зависеть от наполняемости классов. При наполняемости классов по 8 учащихся количество часов составляет:

ІІ. Коррекционные занятия

Количество учебных часов в неделю по классам

I

II

III

IV

V

1. Развитие устной речи и слухового восприятия

12

12

12

12

10

Если наполняемость по классам в учреждении образования, к примеру, составляет в I классе 8 учащихся, во II – 6, в III – 9, в IV –7, в V – 8 учащихся, то количество часов должно быть следующим:

ІІ. Коррекционные занятия

Количество учебных часов в неделю по классам

I

II

III

IV

V

1. Развитие устной речи и слухового восприятия

12

9

13,5

10,5

12

Индивидуальные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия проводятся учителем-дефектологом (сурдопедагогом) или учителем класса в специально оборудованном помещении (желательно, чтобы учитель класса проводил индивидуальную работу с двумя-тремя учащимися). Продолжительность индивидуальных занятий составляет 20-25 минут.

Начиная с VI класса рекомендуемой (необязательной) формой организации работы по развитию слухового восприятия учащихся с нарушением слуха являются групповые занятия. Комплектование групп (2-4 человека) осуществляется с учетом возраста учащихся, состояния слуховой функции, речевого развития, общего уровня развития учащихся.

Основной акцент при реализации содержания коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия с учащимися на второй ступени общего среднего образования следует сделать на развитии текстовой компетентности, которая на современном этапе рассматривается как базовая метапредметная и профессиональная. В рамках работы с текстами разных типов (учебных, аутентичных) на основе их содержания решаются задачи формирования и развития слуховых представлений учащихся, развития и уточнения лексического запаса, формирования грамматического строя речи, развития связных высказываний. Это обеспечивает коммуникативную направленность речевого материала коррекционных занятий, взаимосвязь с изучением содержания общеобразовательных дисциплин. Важным является адекватный отбор и правильное планирование учителем-дефектологом видов работ, реализация дифференцированного подхода с учетом слухоречевых возможностей учащихся.

Коррекционные занятия учитель-дефектолог кабинета слуховой работы проводит в форме фронтальных занятий. Из нормы часов учебной нагрузки учителя-дефектолога на данные занятия отводится не менее 16 часов в неделю.

Коррекционные занятия проводятся учителем-дефектологом кабинета слуховой работы с обучающимися І-ХIІ классов не менее 1 раза в неделю по отдельному расписанию, утвержденному директором учреждения образования на учебный год. Продолжительность занятия – 45 минут.

О РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КЛАССОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Порядок создания специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них определен Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 (далее – Инструкция).

Решение об открытии специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания принимает учредитель учреждения образования.

         Наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с пунктами 10-14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекса об образовании). По решению учредителя в соответствии с пунктом 17 статьи 268 Кодекса об образовании может быть установлена меньшая наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания.

Не рекомендуется зачислять в один специальный класс учащихся, имеющих разную структуру и (или) степень тяжести физических и (или) психических нарушений (например, учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и учащихся с интеллектуальной недостаточностью), учащихся, обучающихся по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования разных классов (например, І и ІІ классов, ІІ и ІІІ классов), и др.

При организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания необходимо учитывать следующее.

         При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в I и II классах интегрированного обучения и воспитания учебные занятия по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуется проводить учителю со всем классом. Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия и учебные занятия с детьми с ОПФР по остальным учебным предметам учебного плана соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната). В III-V классах интегрированного обучения и воспитания при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования рекомендуется проведение учебных занятий со всеми учащимися класса. При этом учебное занятие по учебному предмету проводят учитель и учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания (за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Трудовое обучение», «Иностранный язык», которые проводят учителя). В случае, если количество учебных часов, отведенных на изучение отдельных учебных предметов типовым учебным планом общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и учебным планом соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) не совпадает или отдельные учебные предметы включены только в учебный план соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), учебные занятия по этим учебным предметам проводит учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания. Перечень коррекционных занятий и учебных предметов, по которым учебные занятия проводит учитель-дефектолог, определяется учреждением образования по согласованию с ЦКРОиР.

При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания учитель-дефектолог, как правило, на протяжении всех лет обучения проводит учебные занятия по всем учебным предметам, за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности», которые проводят учителя, преподающие названные учебные предметы. В I-IV классах интегрированного обучения и воспитания учителю-дефектологу распределяется в педагогическую нагрузку разница учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в типовом учебном плане общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и учебном плане первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната).

Для проведения занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» с учащимися, которые обучаются в классах интегрированного обучения и воспитания с наполняемостью меньшей, чем указано в пункте 14 статьи 268 Кодекса об образовании, по учебным программам VІ-X классов первого отделения вспомогательной школы, из 8 часов в неделю, которые отводятся на учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана и коррекционные занятия, выделяются учебные часы для учебных занятий, которые проводятся учителем трудового обучения отдельно от общей группы (общих групп). Количество этих часов (не менее 2) определяется учреждением образования по согласованию с ЦКРОиР.

В классах интегрированного обучения и воспитания рекомендуется выделять учителю-дефектологу учебные часы на проведение коррекционных занятий из расчета один учебный час на одного ребенка, но не более общего количества учебных часов на проведение коррекционных занятий, предусмотренных в учебном плане специального образования. Например, в I классе интегрированного обучения и воспитания по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются 6 человек. На проведение коррекционных занятий в учебном плане специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено 12 учебных часов. Учителю-дефектологу данного класса интегрированного обучения и воспитания может быть выделено на проведение коррекционных занятий 6 учебных часов.

В I классе интегрированного обучения и воспитания по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) обучаются 6 человек. На проведение коррекционных занятий в учебном плане специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) предусмотрено 4 учебных часа. Учителю-дефектологу в этом классе интегрированного обучения и воспитания может быть выделено на проведение коррекционных занятий не более 4 учебных часов.

Решение о количестве учебных часов, выделяемых на проведение коррекционных занятий, учебных занятий по учебным предметам, принимается учреждением образования совместно с ЦКРОиР.

В учреждениях общего среднего образования, в которых функционируют специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания, необходимо наличие следующей документации:

приказ руководителя учреждения образования о зачислении в специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. В приказе указывается также учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется образовательный процесс для ребенка с ОПФР;

заявления законных представителей обучающихся о зачислении в специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания;

         заключение ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и учебным планам специального образования с согласием законных представителей с рекомендациями;

копия свидетельства о рождении ребенка;

медицинская справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы;

учебный план специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования и согласованный с директором государственного ЦКРОиР;

расписание учебных занятий по учебным предметам и расписание коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В расписаниях указываются названия учебных занятий по учебным предметам и коррекционных занятий, день и время проведения.

В соответствии с Перечнем документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 164, педагогические работники специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания ведут следующие обязательные документы:

классный журнал;

календарно-тематическое планирование учебного материала по учебным предметам и коррекционным занятиям;

поурочное планирование учебного материала, коррекционных занятий, форму ведения которого, его объем и т.д. педагогический работник определяет самостоятельно;

карты обследования детей. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения;

дневники учащихся.

         При заполнении классного журнала в классе интегрированного обучения и воспитания необходимо учитывать следующее:

учитель класса, учителя-предметники, которые проводят учебные занятия с учащимися с ОПФР в составе класса, в случае несовпадения изучаемых тем урока оформляют записи на правой странице классного журнала в две строки;

в классном журнале отводятся страницы для учета проведенных учебных занятий по учебным предметам и коррекционных занятий с учащимися с ОПФР, на которых осуществляют записи в соответствии с указаниями к оформлению и ведению журнала учитель-дефектолог и учителя, работающие в данном классе. При оформлении страниц классного журнала, отведенных для записей коррекционных занятий, указывается название коррекционного занятия (с маленькой буквы, без кавычек). Например:

развитие познавательной деятельности

развитие эмоционально-волевой сферы;

при оформлении записи в классном журнале по итогам учебного года о переводе учащегося с ОПФР в следующий класс обязательно указывается учебный план специальной школы. Например:

переведен в III класс по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы.

В решении педагогического совета соответствующая запись о переводе учащихся оформляется полностью. Например:

переведен в III класс интегрированного обучения и воспитания по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В личной карточке учащегося указывается класс, в который зачислен учащийся с ОПФР, в скобках – класс, по учебному плану которого будет организован образовательный процесс для него. При совпадении нумерации классов запись в скобках не оформляется. Например:  I ;  I(II); VV(VI).

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ

В 2019/2020 учебном году необходимо продолжить работу по повышению качества организации образовательного процесса в домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – детские дома-интернаты). Актуальными остаются задачи полного включения в образовательный процесс детей-инвалидов с ОПФР детских домов-интернатов.

Порядок организации получения специального образования в детском доме-интернате определен Инструкцией о порядке организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июня 2011 г. № 48/55 (далее – Инструкция).

Решение об организации получения специального образования в детском доме-интернате принимается структурными подразделениями городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – структурные подразделения  городских, районных исполнительных комитетов) по месту нахождения детского дома-интерната и оформляется приказом, в котором определяется учреждение образования, обеспечивающее организацию образовательного процесса. Структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов проводят работу по комплектованию специальных классов (специальных групп), функционирующих в детском доме-интернате.

Образовательный процесс для лиц с ОПФР, находящихся в детских домах-интернатах, может быть организован в составе специального класса (специальной группы), созданных в детском доме-интернате; индивидуально и (или) в учреждении образования, обеспечивающем организацию образовательного процесса.

Психолого-педагогическое обследование детей, находящихся в детских домах-интернатах, проводится специалистами областных (Минского городского) ЦКРОиР при наличии в полном объеме медицинской информации о состоянии здоровья ребенка, в том числе с указанием функционального класса, показаний и противопоказаний к обучению, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида. При этом необходимо учитывать, что директор детского дома-интерната не всегда является законным представителем ребенка и в таком случае не имеет права принимать решение о согласии (несогласии) с рекомендациями ЦКРОиР.

Обращаем внимание, что педагогические работники учреждения образования совместно со специалистами детского дома-интерната в рамках организации образовательного процесса должны осуществлять постоянное наблюдение за личностным развитием лиц с ОПФР, уровнем их обучаемости, социальной адаптации.

Для совершенствования качества организации образовательного процесса в детских домах-интернатах необходимо:

проводить системную и целенаправленную методическую работу с учителями, учителями-дефектологами, а также воспитателями детских домов-интернатов;

обеспечивать своевременное направление на переподготовку и повышение квалификации педагогических работников учреждений образования, обеспечивающих образовательный процесс в детских домах-интернатах;

при необходимости разрабатывать индивидуальные учебные планы и индивидуальные учебные программы; обеспечивать гибкий подбор коррекционных занятий в зависимости от нарушений, сочетая коррекционные занятия из разных учебных планов.

В 2019/2020 учебном году необходимо продолжить проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности в учреждениях образования. Протоколом заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 февраля 2018 г. № 2-3 утверждены Методические рекомендации по определению доступности объектов и адаптации услуг, предоставляемых населению, с учетом особых потребностей инвалидов. Методические рекомендации устанавливают основные подходы к обследованию объектов среды жизнедеятельности и оказываемых в них услуг и учитываются при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для инвалидов и физически ослабленных лиц (входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) обслуживания и др.).

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ  И  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшее значение для эффективного функционирования системы специального образования имеет повышение квалификации педагогических работников, рост их профессионализма, мастерства и творчества.

С целью обеспечения условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО) в 2019/2020 учебном году планируется проведение повышения квалификации и тематических семинаров.

Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2019/2020 учебном году размещены на сайте АПО (www.academy.edu.by).

В Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» реализуются образовательные программы повышения квалификации для специалистов системы специального образования (учителей-дефектологов, учителей, воспитателей, педагогов-психологов и других категорий педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования).

Подробная информация представлена на сайте www.ipkip.bspu.by.  

В Институте инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» функционирует Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования (далее – РРЦИО). РРЦИО представляет собой инновационное научно-образовательно-методическое подразделение. Его деятельность направлена на ресурсное обеспечение образовательной деятельности в сфере инклюзивного образования (научное, информационное, методическое, дидактическое, консультационное); популяризацию в обществе сущности, ценностей, принципов инклюзивного образования; формирование позитивного отношения к учащимся с ОПФР и норм толерантного поведения в инклюзивном пространстве учреждений образования разных уровней и видов. В структуре РРЦИО функционирует учебная лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ». Подробная информация о дополнительных образовательных услугах размещена на сайте: http://iio.bspu.by.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.